select item

Затхачевье.


Псевдо введение.

Едва ли этот опус потянет на отчет о походе. Да и цели такой себе не ставлю. Т.к. вскоре на свет появится официальный хронометраж вылазки, а зная, из реплик на форуме, что хронометрист с трудом себя удерживает от внесения в свою депешу патетических описаний происходившего – то, пожалуй, и громкое заглавие «Отчет» оставлю ему. Здесь же скорее можно будет прочесть о моих личных впечатлениях, о пережитом и о том, что я думаю по этому поводу.
Я впервые шел с группой, в которой не знаю ни одного человека. Я впервые шел с группой, в которой 18 человек. Я впервые шел с группой с четкой субординацией и реальным руководителем. Я впервые шел с группой, в которой 6 женщин.  Я впервые шел с Группой.
 Сочетание всего этого оставило во мне очень много положительных эмоций и еще больше опыта. Сомневаюсь, что отражу здесь хоть толику того что получил и того чему был рад. Но все, же попытаюсь хоть что-то описать. Писатель из меня никакой. Чукча читатель.

Опасное это дело, Фродо, выходить за порог:
стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам,
неизвестно куда тебя занесет.
Джон Рональд Руэл Толкин


Интерлюдия первая. Подъезды.

«Поход выходного дня». Само по себе сочетание этих терминов для меня всегда означало минимум затрат, как финансовых так и прочих: на заброску, питание, разработку маршрута и т.д. Т.к. решение этих вопросов, нередко находилось в моей компетенции, то кое-что в этом я вынужден соображать. Но на этот раз мое удивление не знало границ. Видимо при такой подготовке и такой большой группе так и должно быть. Но я то, до сих пор ходил только со своими знакомыми и был рад тому факту что все, что требовалось от меня – это  выйти в 5:30 утра на дорогу с рюкзаком, в котором должно находиться только личное снаряжение и личные, же вещи. Вторым необходимым пунктом было иметь в кармане полторы – две тысячи рублей. (В итоге поход обошелся еще дешевле) Все! Едем.
Дорога пролетела довольно быстро. За время в пути, ну не то чтобы познакомиться, но имена спутников узнать успел. В Даховской остановились подождать отставших и далее, уже колонной, двинули к Новопрохладному. В поселке, в соответствии с общей тенденцией «всеподготовленности» нас ждал 66й газон, в который, вскоре были переброшены все рюкзаки и их носильщики в том же количестве. Рюкзаки предварительно были догружены бивуачным и общим снаряжением, а так же несметным, на мой взгляд, количеством провианта. Но результирующий вес рюкзака не замедлил обрадовать. Не тяжелый. Я, при такой группе, ожидал худшего. 
Не продолжительная тряска, верхом на норовившей выехать из-под моего зада доске, в кузове газона, вскоре позволила лицезреть начало пешего отрезка пути.

Глава 1. Взлет.

«Спешиться», расставшись с грузовиком, в полном смысле этого слова, не дал традиционный в таких походах завтрак. Юра (руководитель описываемого) тут же удружил, назначив меня и Мишу дежурными. Звучит, конечно, не очень но, как позже выяснилось, мое дежурство было самым «халявным» из всех последовавших. Т.к. это был всего лишь перекус, то и мои обязанности во время дежурства ограничились лишь ополаскиванием котелков после приготовления в них чая. Воду в них набирал Миша, на горелки мы ставили их вместе, а бутерброды нарезали не имевшие к дежурству никакого отношения, но, к моей радости, склонные к принесению пользы, девчонки.
Собравшись, вышли. О таком понятии как «ходка» я конечно знал. Читал не один отчет и не раз общался с теми, кто этими ходками перемещается. Но о том, что мы покрывать предстоящие расстояния будем именно таким способом – меня никто не предупредил. Как же тяжело дался мне первый отрезок пути, кто б знал. Но второй, после пятнадцати минутного перерыва, дался много легче. На третьей ходке такому скорому истечению сорока минут я удивился. Где то во время этой же третьей ходки я уловил в этом смысл и понял, что таким способом можно действительно «войти в ритм» и оставлять за спиной, куда большие расстояния, чем при способе «выдохнулся – посиди». Единственный обнаруженный мною недостаток такого метода передвижения это то, что окончание ходки приходится, в зачастую, на какие-нибудь дебри, а достойные оказаться запечатленными на фотоаппарат места – «отщелкиваются» на ходу.
Подъем начался с брода, преодоленного, кстати, в весьма сжатые сроки. Далее сорока минутный подъем эмоции, от которого я уже описал выше. Еще подъем. Еще. Дождь. Гром. Град. Снег. В том числе и за это обожаю Горы. Гром, который слышишь в городе, даже отдаленно не напоминает те раскаты, над головой, которые заставляют, на уровне инстинктов, прижиматься тебя к земле там. Сродни фейерверку в детстве, только теперь в роли россыпи светящихся огоньков – молния, но эмоции, наверное, близки и исключительно положительны. Переждав последовавший град под деревом, услышал, уже ставшую привычной, только на этот раз не мною произносимую, команду «под рюкзак!».  Юра знает свое дело.
 Вскоре набрали положенные на сегодня «метров 700» и оказались близ скалы Колокольни. Дальше подъем стал перемежаться с незначительными спусками, идти стало гораздо легче, и, не помню через сколько ходок, мы оказались у места, которое в дальнейшем, после рекогносцировки его Юрием, будем называть «лагерь». 

Интерлюдия вторая. +4С⁰.

Не помню кто, взглянув на часы, назвал эту цифру, но она прозвучала. Вообще-то это не холодно. Абсолютно. Но при условии, что одежда на тебе сухая или, ты в движении. Стоя же по колено в снегу насквозь мокрым от этих четырех градусов хочется отнять еще десяток. В этот момент я осознал еще одну разницу в походе такой группой и самостоятельной вылазкой. Организация лагеря: у нас столь важному процессу предшествует передышка, а если замерзли и позволяет время, то может и чай. В этот раз,  скинув рюкзак, я отправился за дровами – не привычно. Потом наши с Антоном жалкие попытки вытоптать хоть сколько-нибудь ровную поверхность для палатки. Потом ее установка. Затем натягивание с Юрой тросика для котелков. И где-то между этими действиями и возможностью переобуться, я вновь открыл для себя, что Юра товарищ действительно опытный и заставляет действовать так не зря. Через пару десятков минут после расставания со «спиногрызом», обернувшись, я увидел, что большинство палаток были почти установлены, костер разгорался, куча дров росла. Задумался над тем, что такую большую группу держать мобилизованной только так, наверное, и можно. Лишним тому подтверждением, что организовывать лагерь в таких условиях нужно «сходу», стал тот факт что, когда я, наконец, переобувшись, пригрелся у костра, сдвинуть меня с места стало делом не легким даже для меня самого.
А сейчас немного мата в свой же адрес. Дебил! Как? Как можно было пустить в свою гидроцефальную голову мысль о том, что тряпочные кеды вполне себе сойдут в качестве запасной обуви? И ведь на снегу не в первый раз. Ладно мокнут… Они скользкие! Они настолько скользкие, что мой пятиметровый поход к палатке выводил меня из равновесия и приземлял раза три за столь короткое расстояние. А звучавшее у костра что-нибудь вроде: «А теперь чай! Все взяли кружки?» меня вводило в ступор и заставляло мучительно контролировать выражение эмоций на моем лице т.к. кружка, как назло, оказывалась в рюкзаке у палатки. В общем, я был зол на себя.
Пока ужинали, Юра пару раз спросил, не утомился ли я. Отнюдь Юр. Если и утомился то не кратно больше других, а если и больше, то только из-за кед. Просто человек я видимо не самый коммуникабельный потому и сидел, немного в сторонке и преимущественно молча. Хотя… Может я действительно выглядел уставшим. Ведь не один я был немногословен, а вопросы такие возникли только ко мне. Даже кто-то пошутил, мол, ник у него на форуме «Пэвэдэшник» но, к таким «пэвэдэшкам» он не привык. Но не суть.

Глава вторая. «Тхачевский транзит».

Тхач красавец. Вообще нужно отдать должное руководителю и признать, что маршрут просто супер даже с учетом, выпавшего из него, малого Тхача. Я в этом районе был впервые и увиденное надолго осядет в моей памяти. Но все по порядку.
Подъем, завтрак – тут все как обычно и описывать нечего. Дорога, сначала по лесу, который нам оставалось пересечь до начала субальпики, а потом и по тем просторам, которые обычно дарит высота от двух тысяч метров – впечатляюща и красива. Находясь на ней, были получены первые уроки правильного тропления. Дело не легкое, должен заметить, но и честь заниматься этим делом мне выпадала за весь поход трижды и всего минут по пять – десять. Но, основные моменты: регулярная смена тропящих; подсыпание пробитых в снегу дырок следом идущими и т.д. – я  запомнил.
Ах да! Чуть не забыл. Ушли с тропы и забрались слишком высоко. На разборе полетов, последовавшим сразу за окончанием похода, кто-то высказался об этом событии как о недостатке организации (как и о блукании по грязным дорогам).  На мой взгляд, это не недостаток и не просчет. Такие ситуации как раз и интересны своей неожиданностью и непредсказуемостью, а также придают подобного рода мероприятию оттенок чего-то приключенческого. И самое главное проверяют группу на сплоченность и взаимопонимание. Я был в ситуациях когда заблудившись я невольно проверил спутников на псих. устойчивость и один участник проверку не прошел. С тех пор ходить с ним, у меня желания нет. В нашем же походе все участники подобные ситуации воспринимали объективно – а это многое говорит о группе.
Особо снежные участки пройдены, корона Тхача запечатлена. Транзитом. Теперь основная тенденция движения – вниз.
Обед.
Ну…., может немного затянулся. Я даже немного успел вздремнуть, хотя разбудившему меня просьбой принести дров Антону, в этом не признался J . А в остальном – вкусно, сытно и много (тут многие со мной не согласятся, но об этом позже).
Дальше, вплоть до потери Юрой рюкзака, прекрасное своей монотонностью движение по горам к месту следующей стоянки.

Глава третья. Спиногрыз спешился.

На самом деле в предприятии по подъему рюкзака я участия не принимал. Сидел с оставшейся наверху группой, мерз. Сильно мерз. Настолько, что когда было решено прекратить поиски пещеры и ставить лагерь я заявил Антону что готов променять ужин на возможность побыстрей засунуть ноги в спальник. Но, как и положено, сначала лагерь и на этом Антон настоял. В этот раз все мои вложения в его организацию ограничились «стаскиванием» дров в одну кучу. Да, не поиском, как в прошлый раз, теперь мы стояли не на снегу, дров вокруг было много и все что нужно было это лишь подтащить их поближе. Зато хождение за топливом для костра немного размяло и согрело ноги. Вскоре вернулся Юра с вызволенным из преисподней и на удивление целым рюкзаком. Ужин. Еще более обильный и позволивший сделать части группы вывод, что рацион не сбалансирован.
Спать я ушел раньше всех. На этот раз уж точно не из-за усталости, просто усадить 18 человек вокруг костра задача, в тех условиях, не имеющая решения, а стоять за спинами сидящих, дышать  дымом, и слышать о чем разговор лишь отрывками – меня быстро утомило. Зато выспался как никогда. Даже завтрак проспал J .

Глава четвертая. Пещера Амбицукова

Традиционное утро и вперед на поиски пещеры. Перед тем как ее посетить предстоял не слабого наклона спуск, преодоленный, правда, без особого труда практически всеми участниками. Спустились. Вот и вход. Пожалуй, лучшая пещера из тех, что я видел (хотя видел та я их – пальцев одной руки много). Огромный и очень красивый результат работы воды, времени, провалов и всего того, что привело к ее появлению. Последний посещенный зал впечатлил особенно. Еще раз повторюсь: маршрут, как и все что на нем происходило, спланирован и реализован на 5.
Выйдя из пещеры вновь круто вниз. К этому времени я давно уже был неофициальным замыкающим в группе, в компании очень приятного собеседника и человека в целом, а также официального замыкающего – Михаила ([info]gambs  ) . Подобная должность вынуждала нас нередко отставать от группы на значительные расстояния (по разным причинам), но и плюсы в своем положении мы с ним быстро нашли. Спустившись к истокам реки Ходзь и преодолев с десяток бродов, вылезли на последний в нашем ПВД хребтик и дальше, еще немного спустившись, направились на встречу с «шишиком» непрерывно замешивая под ногами грязь на лесовозных волоках. 
Этим приключения не закончились. Как замыкающие, мы с Мишей, на нужную дорогу вышли последними и, получив по рации новость о потере девятнадцатого участника событий – Вустера оставили рюкзаки у дороги  и направились на поиски пса. Поиски результата не дали и мы поехали по следам уже на газоне в поселок. Что при этом чувствовала хозяйка пса – Аня – известно только ей. Но, кто не расстроится, потеряв друга – я не знаю.
Продолжать описывать эту грустную часть истории не буду т.к. в блоге Ани появилась запись, что Вустер найден.  http://ronya.livejournal.com/    J

Интерлюдия третья. Раскладка.

- Чего он так разозлился? Взяли-то пару морковок!
И немного капусты, и те три мешка картошки,
которые мы взяли на прошлой неделе,
 и грибы, которые мы стащили три недели назад.
 Знаешь, Пиппин, он горячится по пустякам!
Джон Рональд Руэл Толкин

Много было нареканий на раскладку и на разборе полетов и на форумах уже появляются сообщения о ее недочетах. Вы чего туда есть все идете? ;) Конфеты шоколадные, мармелад, конфеты сосательные, карамель, сушеные фрукты, орехи, печенье, шоколад – это только то, что сходу вспомнилось из категории продуктов «к чаю». Из всего этого я бы взял только шоколад и печенье (конечно в приличных количествах). Рыбные консервы – в топку, весят как тушенка, а есть нечего. Колбаса, майонез, кетчуп – в топку, там вообще ничего полезного по моему нет. Лимоны и какие-то недосушенные недофрукты – в топку.  А добавить немного макарон и тушенки для супов, сухого молока, овсянки и немного меда для вкусной и полезной каши. Ну гречка с тушенкой была… К чаю хватит печенья и шоколада. Получается все. А ну лук, чеснок, сало – оставляем – это святое.
Не быть мне завхозом – перемрут все с голода.
З.Ы. Это мое мнение, это то, на чем я бы с легкостью прошел эти три дня, ничего никому не навязываю. А Валера (завхоз) – молоток, еще и поправиться за время похода можно.

Псевдо заключение.

Сея писанина, еще раз повторюсь, на отчет не претендует. Просто набросок мыслей пока они окончательно не выветрились из головы. Может быть, когда-то, появится вдохновение и на основе этого текста у меня получится набросать настоящий подробный отчет, а описать еще ой как много всего можно. Полученный опыт хождения в группе, рассказы Юры о безопасности (на снежниках, камнепадах и прочем), разговоры с отдельными участниками и прочее и прочее достойны куда большего по объему текста и куда менее ленивого его автора.


Фотки пока тут:
https://picasaweb.google.com/4040804/VNYvJH#


по тексту разбросаю позже.


Перепост слепленного Юрой видео с похода:
День первый:


Второй день:


3 комментария:

Анонимный комментирует...

Да неплохой отчет. Не технический, ну так и не для МКК же!

Анонимный комментирует...

"Ах да! Чуть не забыл. Ушли с тропы и забрались слишком высоко. На разборе полетов, последовавшим сразу за окончанием похода, кто-то высказался об этом событии как о недостатке организации"

Интересно, я даже внимания особо не обратила:) По крайней мере, мы когда ходим, мы вообще такими вещами не паримся: альпика же, не лес, все видно, куда идти, не заблудишься, ну забрал чуть выше, спустился чуть ниже, пофигу:)

-Аня

Andrei комментирует...

"Интересно, я даже внимания особо не обратила:) По крайней мере, мы когда ходим, мы вообще такими вещами не паримся: альпика же, не лес, все видно, куда идти, не заблудишься, ну забрал чуть выше, спустился чуть ниже, пофигу:)"

Аналогично. Но, видимо, не всем это по душе. Блукания на дороге тоже не обошлись без комментариев участников, а по мне так наоборот - не скучно ).