select item


Луч пронзил облака.
Палая листва окрасилась в коньячный цвет.
Нажрались опять.

..приписывается императору Хератама, династия Рюкю,
4-й век до н. э., из летописи «Семь зелёных драконов
проходят над морем»..



 


Т Ё Р К А
(основано на реальных событиях)












           
Выбирая очередной маршрут для ПВД, остановились на не слишком протяженном треке к югу от Абинска, а точнее – станицы Эриванской (она заодно и начальная точка маршрута). Из интернета узнали о нескольких интересных местах на маршруте, среди которых – каньон «Тёрка». Его и определили основной целью ПВД.
            Состав группы: Андрей Кот (Кот), Николай Квашин (Коля) и собственно я – Михаил Гордиевич (Майк). Собирались «по частям» в Абинске - Коля на своей машине вместе с Котом в 5.30 утра стартовали из Краснодара, я, примерно в то же время, выехал на автобусе из Новороссийска. В 7.00 произошла (в последствии обмытая) встреча на автовокзале Абинска, путь до Эриванской (после выезда из Абинска в направлении Краснодара до поворота по указателю «Светлогорский» направо, и далее – по главной) занял около 40 минут. Для тех, кто будет добираться тем же путём – необходимо помнить: по пути есть ещё населённый пункт ЭриванскИЙ. Так вот, вам он не нужен, ехать надо дальше.
            Итак, Эриванская. Хороша тем, что там есть пара магазинов. Оба – больше с «продуктовым» уклоном, но в то же время зубную пасту и щётку купить там тоже можно. Посёлок, каких много – не большой и не маленький, брошенных домов на пути попалось не много (два-три), улицы широкие. В целом произвёл приятное впечатление, хотя два забора (один – дощатый, причём такой длины, что на него кажется ушёл весь лес с какой-нибудь рядом стоящей горушки, второй – каменный, монументальное сооружение, танк на скаку остановит, но при этом, внутри периметра необитаемая ветхая халупа унылого вида) – слегка удивили. Делать там (по сведеньям местных жителей) нечего, работы нет. Народ занимается всяким, в том числе – пчеловодством, а посему – пасек было отмечено штук 4-5. Кому мёда – туда.
            Машину оставили у одного гостеприимного деда, сколько денег отдали – надо у Коли спросить, не помню уже. Но вряд ли более 100 рублей.
            Спешились, навьючились – и в путь. На часах 8.30. Ветер с юга, порывистый, временами напрягает.




Слева – Коля, с права – я.

По посёлку прошли примерно километр (или меньше), пока не выбрались за его пределы, попав на вот такую дорогу:





Справедливости ради нужно сказать, что лужи попадались нечасто, сильного дождя тут не было давно.
Пройдя километра два, выбрали место в сторонке с целью позавтракать. Через полчаса следовали дальше. День солнечный, «в пузе тепло» - жизнь налаживается ))
Согласно расчёта, такая дорога должна была закончится спустя примерно 7-8 километров, после чего мы должны были спустится к руслу одного из притоков речки Михале (которая, в свою очередь - приток р. Абин) и по нему – или вдоль него – пройти практически до самого каньона. В принципе, всё так и получилось.
«Дорожный» отрезок маршрута прошли нормально. Лес по сторонам, палая листва, деревья в ожидании пробуждения «настоящей» весны, ветер в кронах, птицы перекликаются и звук собственных шагов – кто знает, тот оценит.

Как-то вот так..

Ах да! Чуть не забыл: несколько раз перешли эту самую речку Михале:



«Бродами» я бы это назвать не решился, однако же 5-7 метров шириной, вроде бы воробью по колено, а воды в ботинки таки набрал. И лишь один только Кот, оснащенный «фонариками» смотрел на нас снисходительно так… Хотя при этом мы оба с интересом наблюдали за Колей, которому было:

- лень переобуваться в ботинки:
- не лень искать «обходной путь».

В итоге Коля иногда скользил в отдалении, аки лесной дух,  и временами появлялся с неожиданной стороны.

Довольно бодро отшагав по волоку, стали определяться с местом схода с него в направлении русла притока Михале. Собственно, «определяться» при наличии навигатора GPS с отмеченным на нём треком – громко сказано, но тем не менее. Однако, на этом этапе нас подстерегла первая … заминка, скажем так. Дело в том, что то ли у нас возникли трудности в «чтении с экранчика», то ли ещё что – но с пути мы сбились. Причём, когда Кот (а он у нас был ответственным GPS-носцем) заподозрил неладное, неверно пройденный путь отобразился на навигаторе в виде закручивающейся внутрь спирали. В качестве официальной версии было принято «нетвёрдое знание матчасти навигатора». Склонный к разновсяческому мистицизму, я мысленно списал происшествие на происки неких невидимых недружественных духов, но вступать в полемику с атеистом-Котом не стал.
В общем, сориентировавшись с картой и навигатором, взяли правильное направление. С этого момента путь до русла занял полчаса, не больше. Ломились через лесок. Деревья в нём растут не слишком близко друг к другу, однако постоянное перешагивание-перепрыгивание через хворост разной степени толщины немного утомило.
Важное дополнение: как выяснилось позже, в этих местах зимой было сильное обледенение деревьев, в следствие чего ветки обламывались под тяжестью льда и падали на землю. Собственно, и многие деревья постигла та же участь. Свою лепту внесли сильные ветра и в результате – тотальное «захворостение» всего и вся. Такой вот «штрих к портрету».
Итак – русло. Русло как русло. Извилистое. Сухое почти. Как и всё в дикой природе, чего не касалась рука человека – красивое. Петляет.
Движемся по нему. По мере сужения берегов начинает наблюдаться такая картина:





Потом такая:




ну а потом –





Логическое объяснение, что весь этот хлам сваливался сюда по мере таяния снега, вода от которого в полном соответствии с законами гравитации, тащила всё это безобразие за собой – утешало слабо.
В таком состоянии русло было не на всём своём протяжении. Где-то лучше, где-то хуже. Попадались и относительно чистые участки. Временами обходили завалы по верху, но в основном – штурмовали «в лоб».  Ибо не по-пацански … )) Да и склоны всё больше приобретали такой вид:




В процессе пришла такая мысль: если бы на нас были некие датчики, хитрым образом записывающие (с последующей оцифровкой) все причудливые загогулины наших телодвижений (на манер того, как это было сделано с актёром Горлума из «Властелина Колец») – то получилась бы знатная компьютерная модель банды упырей.

Темп передвижения, есессно, упал.

Попрыгивая-поскакивая, кряхтя и матерясь, добрались наконец до каньона. Время – полдень.

Преддверие:



Устроили небольшой привал. Покурили, попозировали на фоне:




И – вперёд:




В принципе, весь путь внутри каньона представлял из себя сплошную полосу препятствий, что впрочем не вызвало отторжения, наоборот – затраханные в самом положительном смысле этого слова (ибо за тем и шли), пробрались к выходу из каньона, который заодно является и самой узкой точкой. Здесь с честью




прошли финальное испытание, которое в оригинале выглядело так:




(это уже вид со стороны выхода). Тут же сделали другой снимок, который, по нашему мнению, даёт наилучшее представление о:




… собссно, сабж.

На момент выхода из «Тёрки» часы показывали что-то около 14.00. Двинули дальше. Спустя примерно минут 20, Кот констатировал очевидный факт: «Каньон кончился, а вот (цензура) - нет». Разнообразия для, решили поискать более свободный от завалов путь.
            До заката оставалось четыре-пять часов. В соответствии с ранее намеченным планом, местом ночлега была определена полянка у пещеры, расположенной в 4-5 километрах на юго-восток от «Тёрки». Оторвались от карты и посмотрели прямо перед собой и чуть дальше – проходимость русла не предполагала движение по нему со скоростью более, чем 150-200 метров в час. То есть, можем и не успеть. Хотя есть фонари и при желании можно было бы и… Но нет. Снова уткнулись в карту.
В этот момент прозвучало впоследствии преданное анафеме слово «напростэц». Нет, решение конечно, принималось коллегиально, но впервые это сказал Коля, и это факт.


Выбрали подходящую щель в склоне:




и полезли влево-вверх. Последовавшее за этим – довольно однообразно. Подъём, не сказать чтобы очень крутой, но по сухой листве, устилавшей землю толстым ковром, ноги временами буксовали долго. Вот эта «трость» на предыдущей фотографии, на которую Кот царственно возложил длань – весьма и весьма пригодилась, да. Жаль было их всего две. Обе великодушный Кот пожертвовал мне «на тестирование». Куплю такие же. Дышим. Спуск, бодренько так, ступни ставим исключительно ребром. Снова подъём. Снова спуск. Попутно изощряемся в представлениях, как выглядят местные зверюшки. Например, ёж с укороченными задними лапами и удлинёнными передними. Ну или лиса с укороченными правыми и удлинёнными левыми.
Деревья разной степени толщины и сухости стоят относительно близко друг к другу. Бдительно присматриваемся к стволам перед тем, как за них схватиться – есть риск укатиться к началу подъёма с нехилой скоростью и с отломившимся толстым, но сухим дрючком, который вначале принял за нормальный ствол.
            Расположенные вдоль русла склоны являются, по сути, отрогами одной горы. Поэтому наш путь напоминает движение по гигантской стиральной доске (кто помнит – были такие в сэсэсэр), поставленной наклонно вдоль продольной оси. Регулярно сверяемся с навигатором на предмет сколько же осталось до вожделенной пещерки (никаких эротических ассоциаций). Навигатор бесстрастен: если до подъёма на горку было, к примеру, 2000 м., то после спуска осталось всего-навсего 1700. Мега-часы с альтиметром, которыми я был оборудован, услужливо сообщают, что каждый раз мы набираем/теряем порядка 30-40 метров высоты.
С сомнением смотрим перед собой – взгляд упирается в горку, примерно такую же, ну может чуть повыше. Судя по всему, таких осталось всего штуки три. Или шесть. До заката – часа полтора. Принимаем решение потратить это время на поиски подходящего места для ночлега и, по очередной щели (примерно такой же, как на предыдущей фотографии), спускаемся в направлении русла – там всяко должна быть вода.
Нормальную полянку обнаруживает Кот, как раз в тот момент, когда мы с Колей уже почти победили очередной завал (размером с небольшой сарайчик) из сухостоя. Карабкаемся вверх. Последний рывок, и – о да! То что нужно. Неутомимый Коля проводит рекогносцировку – вода в двух минутах ходьбы. Располагаемся:



На свет божий появляются горелка, кастрюльки, продукты.  Николай Николаевич приступает:




Этим он и дорог нам. По мере сил помогаем. Кот так:




Я – так:



Переодеваемся в сухое и, во имя поддержания традиций, разводим рядом костерок. Благостно. Эталонно-сухого хвороста мало, используем что есть, жидкость для розжига таки пригодилась. Пока готовится ужин, извлекаем из рюкзаков флягу с коньяком (а как жеж!) и лимонину. Вообще отлично. Первая, идёт хорошо (хотя Кот не пьёт, предал). Вторая, постигаю дзен.
А вот и ужин поспел. Как и всё, что готовит Коля – вкусно. Пока ужинали, стемнело окончательно. Коля ушёл в палатку первым, «место нагреть». Мы с Котом ещё посидели у костра, я – с флягой, он – с чаем. Ночной лес – это что-то. Звёзды, даже сквозь чересполосицу лишённых листвы ветвей деревьев – как сверкающие бриллиантовые россыпи в 3D (никогда не доводилось такую вещь видеть живьём, ибо в плане материального благосостояния я – гражданин среднестатистический, но, по моему мнению, бриллианты должны выглядеть именно так). Деревья поскрипывают, качаемые ветром, воздух (ТОТ воздух), и та мудрая тишина, которой нет в городе. Ну, не такое величественное Безмолвие, которое начинается от двух-трёх тысяч, но всё же.
            Просветлённые, направились в палатку, ибо Коля мог и заснуть, а оставалось ещё грамм четыреста.
            Хотели перекинуться в картишки, но как-то не дошло до этого – заболтались. Вырубились примерно через часа два. Причём, как утверждает Кот, я вырубился синхронно с выключением фонарика. Под утро продрог, как цуцик (ну и от спанья на пенке отвык уже). Это Кот с Колей, оснащённые крутыми спальниками с комфортом до минус 20 и самонадувающимися матрасиками – не испытывали неудобств, а вот я.. Примерно на рассвете клятвенно обещаю себе по возвращении не жопиться и купить нормальную снарягу (ну уж спальник – точно, потому что тот, который у меня был.. Короче, компактность – это далеко не всё).
            Позавтракали поздно. Если учесть, что в эту ночь часы перевели на час вперёд – то вообще поздно. Собрались, ликвидировали «следы пребывания» и направились обратно:



            На этот раз решили не придумывать велосипед и пойти прямо по руслу. Однако, расслабляться было рано:



т. е., ко всему прибавилась ещё и вода. Что впрочем, внесло приятное разнообразие в траекторию «обходов/облезов». Хотя вот тут:



«про-присасывались» (по-другому это не назовёшь) к стенке справа, обходить было слишком далеко. Имелись отличные шансы поскользнуться на мхе и с радостным воплем влететь в водоёмчик, но – обошлось, новые ботинки не подвели. Частенько приходилось передвигаться:



непосредственно по стволам поваленных деревьев, которые игриво пружинили под ногами и гарантировали бурю эмоций в случае, если нога соскальзывала с них, а ствол с мощным пружинисто-обратным усилием прилетал в место, откуда начинает расти вторая нога. Коля знает.
Но всё имеет свой конец и, не смотря на то, что в таких местах:



пару раз пришлось вылезти из рюкзака (жаль, процесс не засняли) непосредственно в процессе преодоления преграды, мы таки достигли отрезка пути, где можно было (хотя и озираясь, ибо дятлы, как видите – не дремлют) -



более-менее свободно идти по-ровному. С этого момента мы значительно прибавили в скорости. Кстати, произвели сравнительный расчёт: вчерашний «напростэц» потребовал от нас по-меньшей мере вдвое больше времени, чем тот же путь, но пройденный сегодня по руслу речки. Будем иметь ввиду.
            Возвращение на волок придало сил. Некоторым (то есть всем, кроме меня) – излишне много. Кот с Колей через 15-20 минут ходьбы скрылись из виду, причём Кот иногда был замечен бегущим. Со стороны выглядело как нечто среднее между «спёр банку тушёнки, кажется, никто не видел» и финским народным танцем, но говорить ему об этом я не стал. Коля вёл себя более пристойно. Позднее выяснилось, что вырвавшийся далеко вперёд Кот нашёл время на пофоткать местные растительные красоты:












            Отшагали до первого (с обратной стороны) брода:



(кадр не совсем о нём, но представление даёт)

и сразу после его перехода устроили привал с обедом. Николай Николаевич в очередной раз продемонстрировал умение создавать отличный обед с применением банального доширака:



а Кот спровоцировал истерику у местных духов видом себя, облачённого в термобельё:

..< кадр изъят из отчёта по этическим соображениям>..


Оставшийся до Эриванской путь занял часа полтора. Так как на момент торжественного вступления туда было уже около 16.00 (и на улицах наблюдалось некоторое оживление) – имели возможность посмотреть на местных (а они – на нас). И даже два раза мимо нас пронёсся мопэд. Доковыляли до своего транспортного средства:



обследовали его – магнитола на месте, колёса тоже. Поболтали с гостеприимными хозяевами, загрузились, отчалили. Кот облагодетельствовал меня литрой «Туборга».
            По домам возвращались по той же схеме: меня выгрузили на автовокзале Абинска (откуда до Новороссийска меня подбросил на тачке местный парень – респект ему и уважуха, кстати – житель Эриванской, как потом выяснилось), а сами домчали до Краснодара. Без происшествий.

Собссно, The End.

Примечание:
автор отчета - Майк.

1 комментарий:

Мармот 59 комментирует...

Отлично. Спасибо.